Найдите интересующую компанию через поиск:
Также Вы можете найти компанию, используя каталог или поиск на карте:
Популярные статьи
Компания Audi-Rus оказывает сервисные услуги и оригинальное дооснащение автомобилей Audi в России. Читать полностью...
21-07-2015 1 Audi-Rus
Турникеты Gotschlich теперь встретят вас на всесезонном горнолыжном курорте Северного Кавказа "Архыз".... Читать полностью...

К новостям
Медвежья услуга населению - новость на Apoi.ru

Медвежья услуга населению

компания: Градиент Альфа
короткая ссылка: http://www.apoi.ru/news/17114
0
+ 1 0

По данным Росстата, за первые семь месяцев 2013 года рост промышленного производства составил 0. Надежды Минэкономразвития на ускорение экономики пока не оправдываются. В этой связи решение проблемы перекрестного субсидирования становится крайне важным фактором стимулирования промышленности и всей экономики.

Перекрестное субсидирование является характерной чертой российской экономики. Смысл его в том, что пониженная стоимость того или иного товара или услуги для одних потребителей компенсируется за счет увеличения этой стоимости для других. Наиболее масштабно данная схема применяется в электроэнергетике, газо- и теплоснабжении, а также в железнодорожных перевозках.

Так, тарифы на электроэнергию для всего населения занижены, а выпадающие доходы компенсируются за счет повышения стоимости услуги по передаче электричества к промышленным объектам, которые, в итоге, платят больше – иногда до трех раз больше. Всего предприятия таким образом переплачивают более 300 млрд рублей в год (323 млрд руб. в 2011 году), большая часть из которых (67% в 2011 году) «достается» населению. Больше всех страдают наиболее крупные промышленные предприятия, многие из которых сейчас вынуждены развивать собственные энергетические мощности.

По такой же схеме происходит субсидирование в железнодорожных перевозках: билеты на поезда для населения и тарифы на перевозки некоторых видов грузов (в частности, угля) ниже рыночной стоимости, но, например, для нефти тариф наоборот выше. Впрочем, цены на железнодорожные билеты субсидируются не только за счет грузоперевозок, но и за счет бюджета: в 2012 году на эти цели было потрачено 30 млрд руб.

Основная цель перекрестного субсидирования – социальная поддержка населения. Особенно она была актуальна в 1990-е годы, когда большинство домохозяйств не в состоянии было оплачивать стоимость потребляемого газа, тепла, электричества полностью, а также ездить в поездах по рыночной стоимости билетов. Такая выгодная для населения схема оказывается крайне неприятной для всей промышленности:

- увеличиваются издержки,

- ухудшаются финансовые показатели,

- снижается кредитоспособность предприятий,

- снижается конкурентоспособность российской продукции,

- сокращаются ресурсы для инвестиций и обновления технологий,

- сдерживается промышленный рост и рост ВВП.

Неблагоприятно влияет перекрестное субсидирование и на естественные монополии и предприятия ЖКХ. Тарифы для предприятий рассчитываются по непонятным нерыночным схемам (в электроэнергетике достаточно вспомнить т.н. «котловой тариф», в РЖД – отраслевые коэффициенты, обоснованные только политическими соображениями), а где нет рыночного ценообразования, появляются злоупотребления и неэффективность расходования собранных средств.

Разговоры об отмене перекрестного субсидирования ходили давно, но определенные шаги в этом направлении правительство РФ начало делать только после кризиса 2009 года, когда объем доходов бюджета резко сократился, а также остро встал вопрос стимулирования экономики. В частности, уже сейчас признан решенным вопрос об отмене перекрестного субсидирования в электроэнергетике, газо- и теплоснабжении. Так, в начале 2013 года вице-премьер Аркадий Дворкович, курирующий ТЭК, заявил, что в течение двух-семи лет (в зависимости от региона) перекрестное субсидирование будет ликвидировано. В прошлом году от этой практики отказался Татарстан, где тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения выросли в среднем на 40%. Впрочем, по мнению замминистра экономического развития РФ Андрея Клепача, на деле перекрестное субсидирование во всех перечисленных сферах может сохраниться до 2020 года. В любом случае, уже видны конкретные шаги, что обнадеживает.

В этой связи можно также вспомнить введение социальной нормы потребления электричества, которое стартует со следующего года в некоторых регионах: государство будет субсидировать тарифы в ее пределах, чтобы защитить наименее обеспеченные домохозяйства и поощрить энергосбережение. Свыше этой нормы электричество будет оплачиваться по рыночным ставкам. Это своего рода переходный вариант, призванный смягчить негативные последствия для населения. Впрочем, судя по всему, социальная норма потребления электричества планируется как мера постоянная. В других отраслях, в газо- и теплоснабжении нормы потребления пока не обсуждаются, но, как показывает опыт того же Татарстана, параллельно активизируются адресные бюджетные субсидии малоимущим категориям потребителей.

От перекрестного субсидирования уже отказались в сегменте пригородных железнодорожных пассажироперевозок. Тарифы для населения пока еще удерживаются, но выпадающие доходы компенсируются частично из федерального, частично – из региональных бюджетов. В июле 2013 года руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев выступил с критикой тарифов РЖД на грузоперевозки, что можно рассматривать как сигнал о необходимости их пересмотра, основываясь на рыночных факторах. Интересно, что госмонополия согласилась с критикой, впрочем, объяснив ее тем, что она вынуждена субсидировать население и другие отрасли экономики. Тем не менее, было объявлено о начале разработки концепции новой тарифной политики, которая будет учитывать интересы «всех участников перевозочного процесса».

В 2013 году в два раза (до 14,8 млрд руб.) был сокращен объем субсидий, направляемый из федерального бюджета на удержание тарифов на ж/д билеты для населения. Одновременно с этим в РЖД вводится так называемая система динамического ценообразования (в зависимости от сезона, дня недели и времени суток), которое отчасти компенсирует сокращение бюджетных дотаций. Все это приближает госмонополию к рынку, а значит, повышает эффективность ее функционирования.

В целом, перекрестное субсидирование – наследие советских времен. В СССР цена на ЖКУ и железнодорожные, билеты не отражала их реальной рыночной стоимости. В 1990-е годы с резким падением уровня доходов населения рыночные тарифы были просто немыслимы, в «нулевые» - рост цен на нефть стимулировал рост экономики, острой необходимости в пересмотре сложившихся правил игры не было. Сейчас же, когда рассеялись надежды на возврат докризисного изобилия, правительство вынуждено выискивать резервы для роста. Такие резервы, прежде всего, сохраняются в нерыночных нишах и механизмах. В этом отношении отмена перекрестного субсидирования – далеко не единственное направление. Логичными также выглядят планы по разгосударствлению экономики, приватизации государственных долей предприятий, развитию государственно-частного партнерства, переходу на МСФО.

Автор: Гагарин Павел Александрович

Подробнее по теме: www.gradient-alpha.ru

Текст комментария
введите
символы
обновить
картинку
Отправить
 
Наша компания делает Вам интересное предложение!
Мы приглашаем Вас стать консультантом на нашем ресурсе Apoi.ru
Отвечая на вопросы посетителей нашего сайта, Вы сможете поделиться с ними своим профессиональным опытом и дать необходимый совет или рекомендацию.
Мы приглашаем Вас к сотрудничеству, так как:
- Наши пользователи станут Вашими потенциальными клиентами
- Активное общение представителя Вашей компании позволит популяризировать сферу её деятельности
- Наша площадка для прямого диалога с потребителями повысит лояльность клиентов к Вашей компании
- Мы обеспечим Вашей компании бесплатную рекламу с ссылкой на Ваш сайт (в профиле консультанта будет указана Ваша компания с ссылкой на Ваш сайт)
- Мы поможем разместить объявления о значимых событиях фирмы (акции, новости, встречи и т.п.)
- Мы предоставим возможность ставить активные ссылки на форуме.

Если Вас заинтересовало наше предложение, пишите нам support@apoi.ru
Будем успешными вместе!
Ваш ответ