Найдите интересующую компанию через поиск:
Также Вы можете найти компанию, используя каталог или поиск на карте:
К статьям
Платежные терминалы в России - статья на Apoi.ru

Платежные терминалы в России

автор:
короткая ссылка: http://www.apoi.ru/article/15608
0
+ 3 0

Сегодня, помимо «традиционных» схем переводов денег при помощи систем переводов и электронных кошельков, активно развивается еще один сегмент – моментальные платежные системы (МПС). Такие переводы осуществляются при помощи специальных терминалов, установленных буквально на каждом углу зданий любого большого города. Преимуществ работы с ними очень много, в том числе – оперативность, надежность и относительная дешевизна.

 

Платежные терминалы - Apoi.ru

 

 

МПС может функционировать согласно 2-м схемам:

- Агентской – МПС выступает посредником между плательщиком и торговой точкой без участия финансовых учреждений.

- Банковской – МПС также посредник, но в схеме задействовано еще и финансовое учреждение.

 

Законодательное регулирование функционирования МПС

Еще в августе 2006 года был принят закон «О внесении изменений в закон «О банках и банковской деятельности» и в статью 37 закона «О защите прав потребителей». Данный нормативный акт позволил не кредитным коммерческим организациям осуществлять переводы физических лиц без лицензирования ЦБ или открытия банковского счета. На тот момент это касалось оплаты коммунальных услуг, услуг операторов сотовой связи и т.п. Данный закон вызвал «лавину» бесконтрольных установок терминалов оплаты по всей стране.

В результате в 2007 было издано указание ЦБ «О порядке осуществления банковских операций по переводу денежных средств по поручению физических лиц без открытия им банковских счетов кредитными организациями с участием коммерческих организаций, не являющихся кредитными организациями». Теперь прием платежей от физических лиц может осуществлять только та коммерческая организация, которая заключила договор с банком, заключившим в свою очередь договор с получателями на прием средств. В 2008 году ФАС потребовал оснастить терминалы кассовыми аппаратами.

При агентской схеме работы владельцам терминалов удается миновать сотрудничества с банками, заключая агентские договоры напрямую с получателями средств.

 

Платежные терминалы

Платежный терминал (ПТ) - аппаратно-программный комплекс, который обеспечивает прием платежей в режиме самообслуживания. Контроль над его работой производится через Интернет.

ПТ предназначен для:

- приема платежей за услуги мобильной связи, Интернет-провайдеров, коммунальные услуги, в счет погашения банковских кредитов;

- пополнения счетов банковских карт и лицевых счетов в платежных системах.

С помощью экранного меню ПТ пользователь выбирает ту услугу, которая его интересует, указывает запрашиваемые реквизиты (номер телефона, лицевого счета и т.д.). Далее, следуя инструкциям на экране, вводит в купюроприемник необходимую сумму и нажимает кнопку «Оплатить». ПТ самостоятельно распознает номинал и подлинность наличных денег.

С помощью GPRS-модема или любого другого средства связи ПТ пересылает введенные данные о платеже серверу ЭПС, которая затем его обрабатывает. Сервер ЭПС пересылает обработанные данные на шлюз сервера той организации, в адрес которой был отправлен платеж. Далее сумма поступает на счет пользователя, а терминал распечатывает и выдает чек. Иногда терминалы только проверяют правильность формата введенной информации и не контролируют, дошли ли средств до счета. Тогда есть вероятность, что платеж не дойдет по назначению, и плательщику придется обращаться в службу технической поддержки.

 

Тарифы платежных терминалов

Предоставление плательщикам возможности пользоваться услугами терминала чаще всего является платной услугой. Оплата может взиматься как с плательщика в виде процента от проведенной суммы с ограничением минимальной или максимальной суммы, так и с организации-получателя.

Оплата может отличаться в каждом из платежных терминалов. Это зависит от тарифов, установленных агентом-владельцем оборудования, заключившим договор с платежной системой. Размер комиссии варьируется от 0% (чаще всего устанавливается при оплате за мобильную связь и услуги ЖКХ) до 7-8% (при покупке билетов, оплате кредитов и т.д.).

 

Крупнейшие игроки рынка МПС

По итогам 2011 года оборот российского рынка МПС вырос по сравнению с 2010 годом более чем на 15% и составил свыше 892 млрд. рублей. При этом количество транзакций сократилось на 3,4% - до 5,7 млрд. Сумма среднего платежа увеличилась на 18% и составила 156 рублей. Если в 2010 году чаще всего оплачивали услуги операторов связи (доля платежей - 73,5%), то в 2011 динамика сохранилась, но процент уменьшился – всего 66%. При этом выросла доля банковских платежей – 13%.

Сегодня, помимо стандартных услуг, при помощи ПТ можно осуществлять платежи в пользу ГИБДД, ФС судебных приставов, Росреестра, налоговых инспекций, коммунальных служб, детских дошкольных учреждений, визовых консульских служб, исправительных колоний (оплата передач заключенным) и т.д.

Тройка лидеров рынка не меняется на протяжении многих лет. В 2011 году она также осталась без изменений: в нее входят QIWI, Элекснет и Киберплат. Доли основных игроков ежегодно снижаются за счет активности мелких региональных компаний.

Позиции основных игроков моментальных платежей выглядят следующим образом:

 

Компания

Доля (% от общего оборота рынка)

 

 

2010 г.

2011 г.

QIWI

43,0

42,0

Киберплат

20,2

18,0

Элексент

6,4

6,0

Евросеть

5,1

5,0

Остальное

25,3

29,0

Всего:

100

100

 

 

Сайты основных компаний, присутствующих на рынке:

QIWI    (www.qiwi.ru)

Элекснет    (www.elecsnet.ru)

Киберплат    (www.cyberplat.ru)

Евросеть     (www.euroset.ru)

Связной    (www.svyaznoy.ru)

Comepay    (www.comepay.ru)

 

Помимо значительного расширения перечня доступных для оплаты услуг, крупные операторы МПС проявили заинтересованность в предоставлении своим клиентам еще и безналичных платежных инструментов, дали им возможность использовать электронные кошельки. Пионером в этом сегменте стал сервис QIWI.

Кроме того, сегодня в работе крупных игроков рынка прослеживается тенденция интеграции с банковским сектором. Большая часть СМП стала работать с банковскими картами. Владелец карты, зарегистрировав ее в системе МПС, может управлять своим счетом с любого терминала системы. То есть, ему не нужно снимать деньги с карты и потом оплачивать услуги – повышается безопасность, быстрота проведения операций и удобство. Чаще всего, таким образом удается сэкономить на комиссии (она либо не взимается, либо значительно ниже, чем при стандартных схемах оплаты).

«Пионером» рынка по праву принято считать QIWI. Более половины всех работающих терминалов поддерживают именно этот сервис. Компания предъявляет высокие требования к стандартам качества внутри всей терминальной системы. Становясь агентами QIWI, представители бизнеса получают надежную гарантию востребованности их аппаратов среди потребителей. Сервис располагает широким спектром возможностей по оплате услуг в формате «единого окна»: к его терминалам подключены все крупнейшие провайдеры и компании региона, при этом интерфейс разработан так, что на его первых страницах отображаются самые популярные региональные провайдеры. Таким образом, компания повышает оборот и зарабатывает лояльность пользователей.

Не менее популярными, чем QIWI, Элекснет и Киберплат являются терминалы, расположенные в крупнейших магазинах связи: Евросеть, Связной и т.д. Изначально терминалы создавались исключительно для оплаты мобильных услуг, однако со временем перечень провайдеров значительно расширился. Теперь здесь без труда можно оплачивать услуги Интернет, приобретать билеты, оплачивать квитанции ЖКХ, штрафы и т.д.

Благодаря широкой сети офисов и магазинов, пользоваться терминалами Евросети и Связного достаточно удобно.

Полный перечень товаров и услуг, оплачиваемых в Евросети и адреса точек.

Через терминалы Связного можно оплачивать услуги мобильной связи, интернет-провайдеров, приобретать билеты, оплачивать услуги ЖКХ, погашать кредиты, пополнять электронные кошельки. Адреса ближайших магазинов в Москве можно найти здесь.

Помимо данных терминалов широко распространены платежные киоски и других компаний, к примеру, Кампей. С перечнем услуг, принимаемых к оплате, можно ознакомиться здесь.

 

Основные конкуренты МПС

Основными конкурентами МПС эксперты называют банки, в частности, Сбербанк, который обладает самой большой в стране сетью терминалов. Кроме того, «забирать» клиентов из МПС могут такие дистанционные сервисы, как Интернет или мобильный банкинг. Сбербанк сегодня ведет активную работу по приему платежей от физических и юридических лиц через удаленные каналы обслуживания: центры самообслуживания, систему Internet banking «Сбербанк ОнЛ@йн» и «Мобильный банк».

 

Форумы, поддержка пользователей:

Форум по платежным терминалам

Все о платежных терминалах. Интерфейсы платежных терминалов

Форум и служба поддержки Comepay

Служба поддержки Элекснет

Техническая поддержка на форуме Киберплат

Все подробности касающиеся темы этой статьи вы также можете обсудить на нашем форуме www.apoi.ru/forum

Компании на карте:

Текст комментария
введите
символы
обновить
картинку
Отправить
 
Ваш ответ